Критика "Фотосинтеза" Веры Полозковой
Игнорировать такой литературный прецедент, как Вера Полозкова, просто невозможно: премию "Поэт года ЖЖ" она уже получила, группы, посвященные ей в социальных сетях, изобилуют сообщениями типа "полжизни за билет на ее концерт", а количество зарегистрированных поклонников и вовсе давно перевалило за 30 000. При таком ажиотаже вокруг её стихов знакомиться с ними впервые довольно боязно, так как волей-неволей опасаешься обнаружить короля голым. Но знакомиться с ними однозначно следует. Не будем уподобляться Игорю Панину с его ругательной статьёй в "Литературной газете", в которой он обвиняет нашу поэтессу в эстрадности и самопиаре - какое отношение всё это, в конце концов, имеет к искусству? Пусть так, но чтобы написать рецензию, следует сначала хотя бы в стихи вчитаться, право слово. А что касается мнений в комментариях к ЖЖ Веры Николаевны - то тут дела обстоят ещё грустнее: или надрывные восторги девочек-подростков, или грубое хамство - то ли из зависти, то ли из желания привлечь внимание автора. Так что давайте лучше абстрагируемся от мнений и стихи почитаем. На данный момент в арсенале Веры Николаевны две полноценных книги - "Непоэмание" и "Фотосинтез", предлагаю ознакомиться с последней, поскольку она свежее, да и не испорчена названием с банальной языковой игрой. "Фотосинтез" является одновременно и аудиокнигой, так что в данном случае мы имеем дело с комплексным жанром, оценить который довольно сложно, поэтому сначала об оформлении. На записи чтение стихов автором сопровождается приятной полулаунджевой музыкой, которая местами забывает, что она всего лишь фон. Стихотворение - это самодостаточное произведение искусства, и нужно просто дать ему говорить за себя, тем более, что качество музыки уступает качеству стихов. Первое, чем привлекают стихи Веры Николаевны - это своей глубокой человечностью. Да, они такие во многом из-за излишнего афиширования личной жизни, выпячивания до неприличия интимных деталей отношений автора, но только за счёт этого он и может сказать: "я писала про нас, все думают, что про них", именно этим Вера Полозкова и набрала себе несколько десятков тысяч поклонников. Основа «Фотосинтеза» – это короткие стихотворные новеллы на добротном американском материале, и на эту экзотичность автор нажимает весьма упорно: "моё сердце решает где ему жить, и выбор, как всегда, не в пользу твоей страны". А уж сколькими топонимами и собственно именами изобилует книга - не в сказке сказать. Миссис Корстон, Грэйс, Майки, Хэмпшир, Бруклин... Однако печально то, что сюжетная основа у новелл настолько проста, что так и видится отрывок из очередной голливудской романтической комедии, которые, как известно, ни увлекательностью, ни психологизмом не отличаются. При этом автор явно страдает многословностью, и это работает против него. Некоторые стихотворения от обилия слов похожи на сплошной поток нескольких разных текстов, случайно обрезанный с двух сторон. Не спорю, что, возможно, автор именно этого эффекта и добивался - это в известной мере оживляет произведение, создает ощущение диалога с автором, но в таком случае за что боролись - то и извольте получить. Одной из основных тем "Фотосинтеза" стала тема Бога, причём именно Бога с большой буквы, но он оказался у Веры Николаевны каким-то игрушечным, старым дедушкой с бородой - чего стоит одно только первое стихотворение из сборника. А уж цитата "Бог даёт ей другое тело, мол, одевайся, подбирай свои сопли и уходи" и вовсе обошла все мыслимые и не очень уголки ЖЖ и всего Интернета в целом. Так что к Богу автор "Фотосинтеза" обращается запанибрато, но уж в отношении этого художественного замысла однозначно следует сказать - очень удачно. Создаётся ощущение, что у Бога есть имя-отчество, и с ним можно здороваться за руку. Стихи Веры Полозковой напоминают музыку тоже теперь широко известной группы "Flёur", причём в первую очередь именно своей пронзительной гуманностью, любовью к человеческим деталям и слабостям, и это сильная сторона поэтессы. Слабая её сторона - ощущение, что любая выходящая из-под её пера строчка прекрасна. Это далеко не так. Это не так даже у кумира Веры Николаевны - Иосифа Бродского, так неужели не очевиден недостаток самокритики? Мой вердикт - стихи Веры Полозковой следует читать уже хотя бы для того, чтобы составить о них своё собственное мнение. А моё не хвалебное и не ругательное, скорее это просто попытка вчитаться в стихи поглубже.
Обновить картинку