Тема:
Дудаев Ельцин Национальный вопрос октябрь 1993 Память Россия русские Татарстан Чечня Судьба России, история
Просмотров: 1524 Комментариев:2
Просмотров: 1524 Комментариев:2
Русские в России. На рубеже эпох
Эта статья- продолжение статьи «Русские в России. Предисловие» (http://polden.info/story/russkie-v-rossii-predislovie). Эта статья может показаться излишне «гружёной», но здесь я постарался дать наиболее малое количество информации, позволяющее выстроить нужные логические цепочки. Эти цепочки могут дать нам понимание происходивших 20-25 лет назад и происходящих сейчас общественных процессов. В условиях нарастающего политического кризиса и грядущих значимых политических перемен это может оказаться для нас небезполезным.
Здесь мы стараемся в кратком виде раскрыть
положение русской нации в СССР и России на переломе социалистической и
капиталистической эпох. Для этого нам необходимо рассмотреть два вопроса: рост
русского патриотического движения в этот период и политика российской элиты по
отношению к российским республикам. Статья не претендует на всесторонний обзор
протекавших тогда общественных процессов, но стремится выявить их суть.
1
В начале 80-х в Москве появилась
патриотическая общественная организация «Память». Её ядром стали в основном
русские интеллигенты с развитым национальным самосознанием. Активисты «Памяти»
восстанавливали памятники истории и архитектуры, совершали совместные походы и
поездки по историческим местам и православным святыням.
Среди членов общества распространялись
книги русских мыслителей и историков, разного рода антисионистская литература.
Ближе к середине 80-х члены общества начали проводить творческие вечера,
посвящённые, как правило, годовщинам великих событий в истории нашего народа.
Численность общества неуклонно росла, но
большую часть его членов по-прежнему составляла русская интеллигенция. Общество
занималось и общественной деятельностью. Члены «Памяти» написали десятки писем
в Президиум ЦК, обращений и статей, направленных против осуществления проекта
переброски северных рек на юг. Также «Память» активно способствовала проведению
антиалкогольных кампаний. Идейное направление деятельности общества изначально
носило национал-большевистский характер.
Под руководством Д. Д. Васильева и К.
Андреева с началом перестройки общество принимает черты политической
организации. Общество набирает популярность по всей стране, появляются подобные
ему организации в других городах. Примечательная деталь: первая массовая
патриотическая демонстрация, организованная «Памятью», прошла на… Манежной
площади. И после этой демонстрации, проведённой 6 мая 1987 года, против
«Памяти» начались жестокие репрессии.
К середине 1987 года общество достигает
пика своего развития. Пришло время повседневной политической работы, к которой
лидеры «Памяти» оказались не готовы, и от общества начинают откалываться
организации нового толка. Во второй половине 80-х все «дочерние» организации
«Памяти» активно участвуют в общественной и политической деятельности,
организовывают митинги. К концу 80-х «Память» в своих идейных изысканиях
отходит от национал-большевизма и развивается в сторону Православия и монархии.
В начале 90-х «Память» теряет своё влияние,
и на политическую арену выходят её «дети»- в том числе РНЕ Александра
Баркашова. Деятельность новых организаций также носит в основном общественный
характер, некоторые лидеры, правда, начинают организовывать дружины и боевые
отряды. Однако, как показал октябрь 1993 года, эта практика была отнюдь не
лишней.
Как мы видим, русское
патриотическое движение в свое основе не несёт стремления к погромам и насилию. И необходимо отметить, что скинхед-движение в дальнейшем появилось отнюдь не
вследствие развития патриотических организаций, общественные процессы,
породившие оба этих явления, в значительной степени разнились.
Национально мыслящие русские люди
стремились к консолидации, но в условиях впавшего в кому национального
самосознания и либерального идеологического давления, господствовавшего в
позднесоветском обществе. Поэтому в
новую Россию по сути пришли люди, не имевшие ярко выраженного самоопределения и
самосознания, и посему не умеющие достаточно ясно выражать свои интересы и
защищать их.
2
Если мы хотим увидеть принципы, по которым
строилась политика российского руководства в национальной сфере, милости прошу
проследовать к сравнительному рассмотрению политики Центра относительно двух
российских республик: Чеченской, на которую все указывают как на рассадник
сепаратизма, и на Татарскую (будущий Татарстан. Кстати, заметьте, как
дерусифицируется политический я зык- сейчас наименования «Татария» и «Башкирия»
кажутся многим уже устаревшими).
Чеченская республика. К концу
80-х годов население Чечено-Ингушской АССР насчитывало примерно 163 762 ингуша,
734 501 чеченца и 293 771 русского, и ряд представителей других народов До прихода на Кавказ русских у чеченцев не
было никакой государственной организации. Чеченское общество традиционно
строится на очень высокой личной автономии. Поэтому появление властных структур
в нём было весьма проблематично. Появление первой квазигосударственной
структуры с лидирующим положением в ней чеченцев связано, во-первых, с
необходимостью общеё освободительной и религиозной войны против русских, а
во-вторых, с личностью имама Шамиля, который, кстати, был аварцем. Также нужно
отметить, что идеологическая основа этого квазигосударственного образования
была почти полностью привнесённой учителями тариката, то есть о роли чеченцев в
строительстве этого образования сложно говорить как об определяющей. Ещё
отметим, что пленение Шамиля не означало безоговорочного принятия чеченцами
русской власти. Просто бороться с ней организованно вайнахи уже не могли.
В начале 90-х с ослаблением союзной власти
в Чечне началась перманентная этническая чистка невайнахского населения, в основном,
русского. Ей способствовали либеральные завывания о необходимости возместить
чеченцам тот ущерб, который нанёс им подлый Сталин. Вообще тонко чувствующие
силу чеченцы грамотно использовали внезапно появившийся ореол «обиженного
народа». Известен случай, когда чеченец, задержанный в Москве за попытку
грабежа, заявил, что пошёл грабить в целях восстановления исторической
справедливости и получения компенсации за страдания своего народа. В прошлых
изъянах политики государства перед нацменами всегда оказываются
русские, и этот факт очень хорошо оттеняет назойливо пропагандируемый тезис о
том, что Россия исторически сложилась как конгломерат разных народов, и,
соответственно, является многонациональным государством.
Необходимо отметить, что русское население
ЧИ АССР-это преимущественно беженцы из разрушенных войной городов, сёл и
деревень, ну и дети и внуки тех беженцев, а также частично потомки терских
казаков. Думаю, поэтому традиционные механизмы самоорганизации русских в ЧИ
АССР действовали слабее, чем в остальной России. Однако ещё в 1958 году, вскоре
после возвращения вайнахов из ссылки, в Грозном случился русский бунт,
вызванный убийством русского парня чеченцем. Руководство республики тогда чудом
избежало расправы.
Интересы всё более независимого чеченского
народа стал представлять ОКЧН (Объединённый Конгресс Чеченского Народа). В
1990-м году ОКЧН возглавил Джохар Дудаев, который оказался способным политиком.
Став президентом, он постоянно стремился к признанию Россией широчайшей
автономии Чечни. При этом в одном из своих интервью в 1993 году он подчёркивал
как легитимный характер республики «Нохчи-Чо», так и недопустимость её полного
разрыва с Россией.
Джохару как воздух были нужны переговоры,
но Ельцин с необъяснимым упорством на них не шёл. Кремль в 1994 году начал-таки
решать чеченский вопрос, и сделал ставку на антидудаевскую оппозицию. Что
кончилось неудачным штурмом Грозного в ноябре 1994 года. При этом, как пишет
чеченский писатель Султан Яшуркаев, Дудаев дал команду атаковать танки
оппозиции лишь после того, как ему рассказали о светлых чубах и рязанских
лицах, парней, вылезших из танков на воздух.
Таким образом, Ельцин весьма
последовательно подвёл чеченский кризис к неизбежной и долгой войне- в 1991 году, когда этот кризис мог быть
разрешён разгоном ОКЧН, добро на операцию военные так и не получили.
В феврале 1995 года Дудаев заявил, что
войну чеченцы проиграли, и он готов идти на переговоры с любыми условиями, но
если Кремль и сейчас на них не пойдёт, чеченцы будут сражаться уже из принципа.
Российские военные вели переговоры с чеченскими полевыми командирами, но
Дудаева Кремль упорно игнорировал. И мирное соглашение, как мы помним, было
подписано лишь после его смерти.
Татария. Именно здесь Ельцин произнёс свою
историческую фразу: «Берите суверенитета столько, сколько можете унести!»
Во время поездки в республику в 1990-м году
Ельцин увидел большое количество демонстраций в поддержку суверенитета ТА ССР.
При этом требования татарской республиканской элиты мало отличались от
требований, выдвигаемых Дудаевым. Помошник президента Эмиль Паин говорил, что
договор с Татарстаном о перераспределении полномочий- почти полная калька с
предполагаемого российско-чеченского договора.
Ко всему прочему в Татарстане
этнонациональная обстановка была на порядок мягче, чем в Чечне. Русских и татар
там было поровну, ну а руководство…помните разговор о коренизации? Ещё Татария тогда имела не в пример меньше
возможностей для выхода из состава федерации, чем Чечня, но шантажировала Центр
угрозой отделения.
Какой из вышеизложенного следует
вывод? Ельцин необъяснимо мягко потакал не имеющему практических возможностей
для отделения Татарстану и столь же необъяснимо игнорировал призывы Дудаева к
переговорам, могущим вернуть Чечню хоть под какой-то конституционный контроль
России и смягчить участь русских в мятежной республике. Также отметим, что
происходящие в отношениях Москвы и ТАССР процессы спроецировались на остальные
российские республики, в то время как ситуация в Чечне уникальна. То есть Ельцин руководствовался, по всей видимости,
чёткой и последовательной программой действий, которая не была направлена на
сохранение единства российского государства. Скорее наоборот…
Кстати. Как вы думаете, наберётся ли в
сегодняшних Чечне и Ингушетии, вместе взятых, те 293 тысячи русских?
Итак, в начале 90-х годов русские оказались
в весьма противоречивом положении.
С одной стороны- жестокий
идеологический вакуум в сердцах и головах. Разгулявшиеся спекулянты,
разбазаривающие народное достояние. Ужасное экономическое состояние,
помноженное на резко обострившуюся криминогенную ситуацию. В политическом
смысле русские оказались перед фактом: высшее руководство страны не стремится к
защите их интересов. Во многих национальных республиках положение русских резко
ухудшилось.
С другой стороны- внезапно появившаяся
какая бы то ни было свобода. Возможность заниматься предпринимательством.
Возможность жить церковной жизнью без угрозы давления со стороны власти и со
стороны общества. И наконец- вследствие демократизации общественной жизни в
России зарождаются политические силы, способные и стремящиеся к защите
интересов русских, восстановление русского национального самосознания.
После распада Союза в России нарастают
противоречия между Ельциным и Верховным Советом. Русские патриотические
организации выступают за Верховный Совет. По сути это был первый всероссийский
орган власти, избранный демократическим путём, со времени созыва Учредительного
собрания.
Политическая активность тех времён сейчас
кажется недостижимой. Процитируем книгу Олега Платонова «Борьба с внутренним
врагом»: «17 марта 1992 года, в годовщину Всесоюзного референдума, национальная
оппозиция провела Всенародное Вече. В Москве состоялась 100-тысячня
демонстрация и митинг…». Это одна из демонстраций! Как мы помним, пять тысяч
юношей в декабре 2010 года всколыхнули всю страну.
К сентябрю 1993 года в России
сложилась предгрозовая обстановка.
22 сентября Ельцин издал указ о роспуске
Верховного Совета России. Москва забушевала, разгоняя кровь по венам для
будущей схватки. В остальной России ситуация тоже накалилась, хоть и не до
такой степени, как в Москве.
И вот третьего октября 1993 года началась
схватка. Ельцин ввёл в город танки, более
тысячи человек погибло при защите законного и легитимного органа
государственной власти, и в России установился новый политический режим.
Если октябрьские события выразить максимально кратко, их смысл уместится в
одной фразе: группа личностей, используя
вооружённую силу, захватила верховную власть в России.
И до сих пор не выпустила. Эта группа
личностей перенесла серьёзную кадровую ротацию, но исповедуемые ей ценности, в
том числе и моральные, остались прежними. Именно поэтому к Ельцину и либеральным
реформаторам наша элита выказывает подчёркнутое уважение.
Наступила новая эпоха в истории нашей
страны. Эпоха, продолжающаяся до сих пор.
Обновить картинку
Спасибо за замечание. Исправил.
Александр, всё здорово, но выделяйте жирным главные мысли и название абзацев - людям будет проще читать. Спасибо.