Русские в России. Предисловие
Мы, русские- великая нация. На протяжении многих веков нашим предкам приходилось преодолевать немыслимые испытания- они отстаивали себя, свою веру в безчисленных сражениях; они упорно отстраивали разрушенные врагами города и ставили новые; они медленно, но верно расширяли пределы принадлежащей им земли. Вчерашние враги не раз становились друзьями, многие малые народы стремились ко вхождению в состав способного их защитить Русского государства. К началу 20 века Россия была на пике своего могущества- однако уже тогда наша нация была тяжело больна: её мозг и нервы- русское дворянство и русская интеллигенция были заражены целым сонмищем духовных вирусов. Российский национальный организм предчувствовал скорую кровавую развязку, и стремился её избежать- политика Александра Третьего по русификации российских окраин была во многом выражением именно этого предчувствия- предчувствия наступающих грозных перемен. Однако духовные и общественные болезни лечатся только духовными и общественными лекарствами- а попытка излечения шизофрении путём избиения кота заранее обречена на неудачу. И вот наступила развязка- наш народ вступил на свой крестный путь. И поскольку духовные явления нередко находят своё выражение в материальном, крестные муки души нации нашли своё выражение в том числе и в политических и общественных процессах, протекавших в нашей стране. Гениальный вождь большевиков с большим опасением относился к русскому национальному сознанию. Ещё в 1917 году, за несколько месяцев до захвата власти, он писал о необходимости великороссов расплатиться с национальными меньшинствами за свою колониальную политику. В порыве раскаяния великороссы по мысли Ленина должны были дать нациям, им подчинённым, право на самоопределение. Когда большевики сумели побороть всех своих врагов внутри России и стать её полновластными хозяевами, на повестку дня встал вопрос о структуре будущего государства. Сложившая во время войны РСФСР дала ранее «угнетённым» нациям в своём составе автономию- великороссы начинали каяться в своём омерзительном шовинизме. С другими территориями бывшей Российской Империи дело обстояло несколько сложнее- там в большинстве случаев к власти пришли местные коммунистические партии, и с учётом гораздо менее русского населения этих территорий перед советским руководством возник вопрос: как обеспечить нахождение этих территорий в составе единого Советского государства до победы мировой революции? И. В. Сталин, возможно, величайший специалист 20 века по национальному вопросу, предлагал модель автономизации- то есть статус новых республик, аналогичный внутрироссийскому, с упором на создание условий для развития «титульных наций» республик от капиталистических до социалистических. Ленин предлагал модель федерализации, делая акцент на создание на равноправный конституционный и общеполитический статус республик. Как нетрудно догадаться, победил второй вариант. Интересной особенностью нового государства было указанное в его конституции право республик на выход из состава СССР. Так Владимир Ильич сделал нашу страну похожей на матрёшку- федерация, а в ней ещё федерация а в ней ещё куча автономных округов, краёв и областей, у которых тоже есть свой, пусть и маленький, гонор. Если союзные республики получили свою государственность и тем самым стали взрывчатым веществом бомбы с часовым механизмом в силу даже одного своего статуса ( а необходимые для химической реакции компоненты- руководящие кадры с определёнными свойствами пришли в некотором роде автоматически), то с приданием автономным республикам взрывчатых свойств подрывникам пришлось изрядно повозиться. По логике построения СССР у автономных республик не должно было быть права на выход из состава федерации(Союза)- хотя потенциально-теоретически у автономных республик была возможность развития своего статуса до союзного. Ко всему прочему у ряда автономий выявилась прескверная черта: их национальный состав был неутешителен для «титульных наций», вследствие чего любое ослабление «инернационализирующего» большевицкого пресса ставило под вопрос такое бредовое национально-территориальное деление. Поэтому, чтобы не оставить подлым великоросским шовинистам возможности реванша, в ряде автономных республик, в частности, Татарской АССР и Башкирской АССР, во второй половине 20-х годов стала проводиться политика «коренизации»- на управленческие должности в этих республиках принимали преимущественно представителей титульных наций. СССР имел ещё одну весьма оригинальную черту- самоопределиться в новом государстве сумели все нации, кроме одной. Русской. Хотя, конечно, как бы априори выражением государственности великороссов стала РСФСР, но вряд ли мы найдём упоминание об этом в политических документах и политической риторике тех времён. Великороссы продолжали расплачиваться за свой омерзительный шовинизм… Как уже упоминалось выше, И. В. Сталин не был простаком в сфере национальной политики и поэтому хорошо понимал государствообразующую сущность русской нации. Великая Отечественная война подтвердила его правоту- после того, как обнаружилась подчас полная неуправляемость и низкая боеспособность воинских частей, полностью или почти полностью состоявших из нацменьшинств, новые формирующиеся дивизии РККА наполнялись русскими (великороссами, малороссами, белорусами) не менее чем на 55-60%, и только тогда признавались достаточно боеспособными для отправки на фронт. Также представители отдельных наций Советского Союза в массовом порядке проявили своё нелояльное отношение к Советской власти, в результате чего эти нации почти в полном составе сменили места своего проживания. Период после войны и до смерти Сталина характеризовался ростом русского национального самосознания- и, надо признать, признание Советами своей определяющей государствообразующей роли в жизни СССР наши деды и прадеды более чем заслужили. Однако после смерти Сталина главой государства стал Н. С. Хрущёв, и национальная политика в Советском союзе сильно изменилась. На смену сталинской идейной конструкции государства, опиравшейся на государствообразующую роль русского народа, пришла другая идейная конструкция- в национальном плане её существо наиболее ярко выражено во фразе «новая историческая общность- советский народ». По сути эта идейная конструкция жива и поныне- на тот же скелет нацепили другие, несравненно более убогие мышцы-установки (утверждения-аксиомы). Хотя русские оставались цементирующей Союз основой, подрастало уже их новое поколение- оно не видело войны, нечасто слышало слово «русский» и формировалось в большой степени как поколение советских людей. В отличие от национального самосознания других наций Советского Союза, сохранению и развитию которых уделялось немалое внимание, русское национальное самосознание угрюмо и крепко уснуло. Однако чисто в качественном отношении русские нравственно, умственно и физически оставались сильными и здоровыми. Не могу не привести весьма характерный пример. В 1980 году в ДРА вошли два «мусульманских» батальона спецназа ВДВ. Изначально они формировались только из представителей наций, исторически связанных с Исламом, исповедающих его. Как и в 1941 году, национальный состав батальонов довольно быстро дал о себе знать- конечно, не очень приемлемо для советского командования. Один из этих батальонов получил и до конца войны носил неофициальное название «Звери Керимбаева» (по фамилии командира батальона). Тогда было принято решение разбавить личный состав батальонов славянами. И части спецназа ВДВ серьёзно дополнили русскими, украинцами и белорусами, вследствие чего эти батальоны примерно на треть стали состоять из славян. Это решение принесло хорошие плоды- отмороженность батальонов приобрела более направленный в сторону управляемости вид. Здесь стоит отметить один немаловажный момент: славяне, влившиеся в «мусульманские» батальоны, не были былинными богатырями или прошедшими через десяток войн волкодавами. Самые обычные парни из самых обычных общевойсковых учебок попали в окружение горячих и успевших хорошо повоевать спецназовцев. Однако никто не укладывал из вновь прибывших слово «Кавказ» на плацу. Отметим также, что дедовщина в боевых частях Ограниченного Контингента была, и даже процветала. Это говорит о том, что естественные механизмы самоорганизации русских работали с большими сбоями, и это явление было неизбежным при впавшем в кому национальном самосознании уже немалого количества русских призывников. А тем временем «нацмены» уже вовсю сколачивались в землячества, формируя новую структуру отношений в частях СА. Начало перестройки ознаменовалось весьма неприятным событием. !6 декабря 1986 года в ходе пленума ЦК КП КазССР первый секретарь КП КазССР Д.А. Кунаев был снят со своего поста. На его место был избран присланный по рекомендации первого секретаря ЦК КПСС Г. В. Колбин, первый секретарь ульяновского обкома партии. Кончилось это массовыми безпорядками. М. С. Горбачёв нарушил негласное правило, свято соблюдавшееся всё время существования Союз- первыми секретарями республиканских коммунистических партий всегда ставились представители титульных наций. Учитывая партийный опыт М, С. Горбачёва и его наверняка немалый интеллект, думаю, не стоит говорить об «ошибке» лидера. Скорее это осмысленный и продуманный шаг, последствия которого были заранее просчитаны. Шаг первый… В конце 80-х в союзную политику пришёл Б. Н. Ельцин. В ходе борьбы за власть он совершил очень жестокий и, казалось бы, безсмысленный поступок- под его влиянием была принята декларация о суверенитете РСФСР. Это стало катализатором процесса развала СССР. Если мы попытаемся посмотреть на сложившуюся в тот момент ситуацию кпод иным углом, нежели под тем, который нам навязывают, мы увидим интересную картину: «парад суверенитетов» не был действом демократическим. Конечно, к тому моменту национальное самосознание титульных наций было весьма высоким, и сама государственная структура союзных республик была, по сути, детонатором к бомбе, заложенной большевиками. Однако нацеленная на отрыв от Союза политика была не демократической. Просто союзные элиты могли сохранить власть в меняющихся условиях только при упоре на «антисоюзный» национализм, а выращенная стараниями большевиков же национальная интеллигенция развивалась именно в национальном ключе. К началу 90-х два общественных компонента республиканских обществ слились в трогательном экстазе- национальные интеллигенции задействовали идеологические ресурсы, способные влиять на настроения масс, в националистическом ключе- именно так, как было необходимо союзным элитам. Должен оговориться: описываемые мной процессы в данном случае сильно утрированы, однако, по моему мнению, выражены в целом верно. Русские в союзных республиках оказались оккупантами- что вполне естествео, ибо искусственно раздуваемый национализм нуждается во врагах. Начался исход русских из бывших братских республик, и в России оказалось немало людей, не понаслышке знающих об опасности национализма. В автономных республиках протекали процессы, сходные с происходящими в союзных республика, однако со своей спецификой: из-за большого количества русских напрвить национализм против них было не очень просто, и основной пыл националистов пришёлся на российское руководство. При этом речь об отделении от России речь серьёзно не шла- даже в Чечне.
Обновить картинку
Сергей Нилус "Близ есмь, при дверех", Ю. Воробьёвский "Стук в Золотые Врата". О. Платонов "Терновый венец России"- в этой книге относительно академичное изложение фактов. Процитированная Вами фраза-"политологичная" трактовка постулатов, касающихся религиознго пути нашего народа. Вообще мжно спросить батюшку, почти любого- я ни разу не встречал священников, которые смотрят на судьбу России в 20 веке иначе, чем как на путь к поканию, крестный путь.
Вот на это - И вот наступила развязка- наш народ вступил на свой крестный путь. И поскольку духовные явления нередко находят своё выражение в материальном, крестные муки души нации нашли своё выражение в том числе и в политических и общественных процессах, протекавших в нашей стране.
Есть. На что именно?
А ссылки на ЭТО есть?